Кафедры механико-энергетического факультета

История создания кафедры

Обновлено: 02.10.2014 13:01

Кафедра «Автоматизированные системы электрического транспорта» (тогда под названием «Электрооборудование подвижного состава») как самостоятельная учебно-научная единица образована в 1992 году на основе кафедры «Локомотивы» после ее реорганизации.

Кафедра »Электрооборудования подвижного состава» получила от кафедры «Локомотивы» учебные аудитории и лаборатории, научную отраслевую лабораторию и коллектив преподавателей. Все это стало основой самостоятельного становления и дальнейшего развития кафедры. Поэтому история кафедры АСЭТ начинается не с момента ее отделения в самостоятельную единицу, а со времен создания УкрДАЗТ (тогда ХИИТа). И это действительно так, потому что вместе с зарождением ХИИТа еще в 1930 году началась подготовка специалистов для железных дорог на кафедре «Подвижной состав» (в дальнейшем кафедре «Локомотивы») во главе с заслуженным профессором Мухачовым Петром Матвеевичем.

В течение многих лет кафедра неоднократно изменяла свое название. Так 5 марта 1935 года Приказом №88 начальника ХИИТа кафедре дается название »Подвижной состав и тяга поездов». К кафедре добавляется «Группа электрификации железных дорог». В октябре месяцы 1936 года кафедра была разделена на две, которые получили названия »Подвижной состав» и »Тяга поездов и электрификация железных дорог».

Согласно штатного формуляра ХИИТа с 1 сентября 1956 года кафедра «Подвижной состав» переименована в кафедру «Локомотивы», которая стала ведущей выпускающей кафедрой механического факультета. С этого времени по 1992 год кафедрой руководили: доцент, к.т.н. А.И. Шедей; профессор, д.т.н. Т.Ф. Кузнецов; профессор, к.т.н. А.М. Тарасов; доцент, к.т.н. В.Н. Поляков; доцент, к.т.н. В.Ф. Головко.

Приказом ректора №34 от 08.06.1992 года реорганизованы кафедры «Локомотивы» и «Эксплуатация и ремонт подвижного состава» в выпускающие кафедры – «Электрооборудование подвижного состава» и «Эксплуатация и ремонт подвижного состава». Кафедра «Электро-оборудование подвижного состава» стала выпускающей за специальностью «Электровозы и электропоезда». В 1994 году кафедру «Электро-оборудование подвижного состава» приказом ректора №6 от 15 декабря переименовано в кафедру «Системы электрической тяги». Кафедра стала готовить бакалавров, специалистов, магистров за специальностью «Электрический транспорт».

С 1992 по 2000 год заведующим кафедры был академик транспортной академии, профессор, д.т.н. М.В. Панасенко. В это время сформирован основной состав преподавателей кафедры, среди которых профессоры, д.т.н. С.П. Калиниченко, Ю.И. Гусевський, Я.В. Щербак и доценты, к.т.н. С.П. Нетюхайло, В.М. Поляков, Л.Ю. Устименко, С.И. Яцько.

Согласно решению ДАК Министерства образования и науки Украины от 11 апреля 2000 года на кафедре была открыта новая специальность «Электрические системы и комплексы транспортных средств». В рамках новой специальности начата подготовка специалистов для служб электроснабжения железных дорог и метрополитенов.

С 2000 по 2002 год заведовал кафедрой профессор, д.т.н. О. М. Синчук. С 2002 года заведующим кафедры является профессор, д.т.н. Я. В. Щербак.

Кафедра в 2005 году имела такой преподавательский колектив (смотри фото):
профессоры, д.т.н. Я.В. Щербак, Ю.И. Гусевский, С.П. Калиниченко; доценты, к.т.н. А.И. Акимов, С.Г. Буряковский, Н.П. Карпенко, М.А. Маковецкий, А.И. Семененко, Ю.А. Ярошок, С.И. Яцько; старшие преподаватели: к.т.н. Е.С. Гапчинский, В.С. Никулин; ассистенты В.А. Когон, Н.Н Одегов.

Решением Ученого совета академии от 21 апреля 2011 года кафедра «Системы электрической тяги» переименована в кафедру «Автоматизированных систем электрического транспорта».

За годы своего существования с 1992 года кафедра подготовила и выпустила более чем 1500 инженеров-электромехаников для локомотивного и электрохозяйства железных дорог, метрополитенов и предприятий Украины, России и других стран СНГ.