Наука

История научной деятельности в ХИИТ – ХарДАЗТ – УкрДАЗТ - УкрДУЗТ

Обновлено: 22.10.2015 10:47
Доцент, проректор з науково-навчальної роботи Середа В.Т.

Среда В. Т.
проректор по научно-учебной работе,
доцент

Первые упоминания о научно-исследовательской работе специалистов ХИИТу относятся к началу 30-х годов прошлого столетия. Ссылка на научно-исследовательскую часть как подразделение не упоминается. Очевидно не было потребности организационно отделять научно-исследовательскую работу от учебно-воспитательной. Одним из первых проректоров по научно-учебной работе был доц. В. Т. Среда

План научно-исследовательских работ на 1941 год состоял из 117 тем — 60 тем на обще технических кафедрах и 57 тем на специальных кафедрах.

Значительное место в научно-исследовательской работе занимали вопросы помощи производству и новаторам железнодорожного транспорта. Для этого было организовано специальное бюро, которое выполняло в основном работы по анализу оборота вагонов, разрабатыванию мероприятий по его ускорению на колеях промышленности.

В эвакуации институт был в Ташкенте с 1941 по 1943 год. После реэвакуации института продолжалось активное сотрудничество с железными дорогами с целью возобновления разрушенного войной. Большинство сотрудников института активно выполняли научно-исследовательские работы как по хозрасчетной так и по госбюджетной тематике.

Учебный корпус Ташкентского института инженеров транспорта (ТАШИИТ), где в эвакуации в 1941 - 1943 гг. размещался ХИИТ

Учебный корпус Ташкентского института инженеров транспорта (ТАШИИТ),
где в эвакуации в 1941 - 1943 гг. размещался ХИИТ

Первые послевоенные годы (1945 — 1955 гг.). К 1945 году научно-исследовательская работа в институте заметно активизировалась, и для подведения итогов во втором полугодии 1945-го была проведена IX научно-техническая конференция кафедр института. Тогда же был подготовлен к печати дежурный выпуск сборника «Труды ХИИТа».

За послевоенное десятилетие было выполнено 355 научно-исследовательских тем, из которых 57 — по приказу МПС.

Результаты научно-исследовательской работы и сотрудничества с производствами частично публиковались в виде монографий, брошюр, научных статей в сборниках трудов, которые были выпущены институтом. Развитию научной деятельности кафедр значительно содействовала созданная в институте типография.

1955 — 1970 годы. В эти годы институт интенсивно развивал количественно и качественно лабораторную базу. Завершилось строительство лабораторий — тепловозних двигателей и тепловозної, что позволило создать приемлемую базу для выполнения научных исследований.

В тепловозной лаборатории установлен тепловоз ТЕ3 с действующей высоковольтной камерой, електросхемою и воздушной магистралью. В дизельной лаборатории были также установлены тепловозні двигатели Д50 и 2Д100. Они позволили значительно расширить научно-исследовательские работы в отрасли перспективных видов тяги.

Професорско-преподавательский состав института значительно расширил проблематику исследований, теснее связал научную работу с заданиями развития транспорта. Широкомасштабные исследования велись в направлении развития новых видов локомотивов, улучшения использования новой техники, повышения пропускной и переделывающей способности железнодорожных линий и станций, механизацией трудоемких процессов на железнодорожном транспорте, снижением себестоимости железнодорожных перевозок и повышением эффективности эксплуатации транспортной техники.

С 1959 года вводится должность заместителя начальника института по научной работе. Им стал доц. Г. Юдин, а начальником отдела научно-исследовательских работ было назначено Е. Левандовского.

Ученые института ежегодно отчитывались о своих достижениях и планах на научно-технических конференциях.

Из 16 научно-технических кружков, в которых занималось почти 300 студентов, в 1949 году было сформировано студенческое научное общество. В 1954/55 учебном году по итогам обзора студенческих научных работ ХИИТ занял 4-ое место среди других институтов Харькова. Кроме работы в научных кружках студенты принимали участие в научно-исследовательских работах кафедр и в работах по передаче передового опыта работы на Харьковском паровозоремонтном заводе, на станциях Харьковского узла, на станции Основа Южной железной дороги.

Руководство научно-исследовательской деятельности института в период с 1964 по 1973 года осуществлял проектор из научной работы М. Астафьев. Начальниками отдела научно-исследовательских работ в 1964 — 1970 годах были доценты Москаленко Г.П., Башлай И. В., Овчаров В.Г.

1971 — 1991 годы. С 1971 года начальником научно-исследовательского сектора назначенно И. К. Пасынка, который руководил им до 1988 года.

В этот период продолжалось дальнейшее развитие железнодорожного транспорта. Полностью был завершен переход на тепловозну тягу вместо паровозной, наращивались темпы электрификации линий, появились новые технологии управления перевозками. Это обусловило стратегию развития института и направлений научных исследований.

По отраслям железнодорожного транспорта работы распределились следующим образом: локомотивы и локомотивное хозяйство — 2; проектирование железных дорог, путь и путевое хозяйство — 6; автоматика, телемеханика и связь, — 4; грузовая работа — 2; охрана труда — 1.

Укреплялись творческие связки с производственными коллективами железных дорог, особенно Южной и Донецкой. Широкое развитие приобрело участие ученых института в работе общественных научно-исследовательских институтов и университетов технического прогресса, днях науки на производстве.

С 1974 года на должность проректора по научной работе вместо М. Астафьева было назначено к. т. н. С. Г. Жалкина, который работал на этом посту до 2009 года.

Профессор, кандидат технических наук Жалкин Сергей Григорьевич

Жалкин Сергей Григорьевич
профессор, кандидат технических наук
Лауреат Государственной премии науки и техники Украины
работал на должности проректора по научной работе
с 1974 по 2009гг.

В период 1975 — 1980 годов осуществляется интенсивная перестройка лабораторных и учебных мощностей, дооснащивания исследовательским оборудованием.

Институт применял достаточно мощную (на то время) вычислительную технику. Эти 20 лет были наиболее эффективными в проведенных научно-исследовательских работ. Практически НИР выполнялись на всех кафедрах института, а объем исследований в середине 80-х годов достигал 4 — 5 млн. рублей. Работало в лабораториях и на кафедрах свыше 330 штатных сотрудников, как совместители работали 180 преподавателей, 60 аспирантов и свыше 500 студентов, что отвечало размерам приличного научно-исследовательского института. Активно проводилась изобретательская работа — ежегодно готовилось 120 — 140 заявок за которыми получали 80 — 90 авторских свидетельств на изобретения. Изобретателей обслуживал патентный отдел со штатом 5 человек, который возглавлял Чикалов О.И. и информационная группа из 13 человек, которую возглавляла Андрианова И. А.

В 1982 году была создана отраслевая лаборатория экономии дизельного топлива на железнодорожном транспорте. Ее научный руководитель проф. Симсон А. Э. за разработку и организацию серийного производства двигателей типа СМД получил Государственную премию СССР в отрасли науки и техники. За материалами научных исследований группой авторов в 1985 году было подготовлено к изданию учебник для железнодорожных ВНЗ „Тепловозные двигатели внутреннего сгорания”. Его второе издание в 1989 году получило Государственную премию УССР, а авторы проф. Симсон А. Э., Фомич А. З., Жалкин С. Г., Куриц О. А. стали лауреатами. Этот учебник до сих пор используется в учебном процессе.

Коллектив научно-исследовательского сектору 1983 год

Коллектив научно-исследовательского сектору 1983 год

(в составе с отделом метрологии, патентной группой, редакционно-издательским отделом, аспирантурой, архитектурной группой, информационной группой) – слева направо первый ряд: Харченко Л.Ф.; Кириченко К.Т.; Пасинок И.К. (начальник научно-исследовательского сектора с 1971 по 1988 год); Алексеева И. (начальник архитектурной группы); Чекалов Л.И.; Богатир С.Г. второй ряд: Бугаева Р.И.; Шейко И.П.; Жорник В.; Чикуришвилли С.; Красильщиков М.О.; Мотчаний В.Г.; Голубь В.И.; Адрианова И.А.; Бережная Т.Ф.; Сухарецка О.П.; Харченко Г.Я.; Сорокина Р.С.; Дубасов О.И.; Череватенко Н.И.; Сухарецкий В.)

В эти годы полностью модернизируется издательская база, а институт возобновил издательство сборников научных трудов. В 1987 — 1988 годах научно-исследовательский сектор возглавлял к. т. н. Панасенко М. В., а в 1988 — 1992 годах — доцент Шехватов А. А.

1991 — 2005 годы. Годы распада СССР и становления Украины как государства оказались тяжелыми для ученых института. Спад в перевозках, изменения валют, инфляционные процессы резко снизили потребность в научных исследованиях. Лишь начиная со второй половины 1993 года постепенно начала налаживаться исследовательская деятельность теперь уже для потребностей Укржелдортранса и Министерства транспорта.

В июне 1994 года приказом Министерства транспорта Украины при ХарДАЗТ создано 10 новых отраслевых научно исследовательских лабораторий (ОНИЛ). Вместе с четырьмя существующими лабораториями общее количество ОНИЛ в академии составило 14.

При академии создается 3 органа по сертификации, 5 сертификационных и испытательных центров. Кроме того, работает Научно-исследовательский и учебный центр из проблем транспортной медицины, общими основателями которого является ХарДАЗТ и Укржелдортранс.

Эти структурные изменения привели к росту научного авторитета Харьковской государственной академии железнодорожного транспорта. Так ХарДАЗТ определенно главным предприятием по вопросам проблем подвижного состава, в том числе тепловозов, дизель-поездов и электропоездов, дизельных силовых установок, систем их обеспечения, металлов и сплавов, химических материалов, проблем экологии.

С целью пополнения тягового локомотивного парка Укржелдортранса, академии, совместно с причастными промышленными предприятиями поручена разработка и выпуск украинских электропоездов, дизель-поездов и тепловозов, с дизелями отечественного производства.

Академия в это время активно ведет научные исследования по государственным программам, какие связанные с развитием отрасли. Как организация-исполнитель ХарДАЗТ выполняет научно-исследовательские работы по 27 разделам программы „Транспорт”. В 1993 — 1996 годах кафедры теплотехники и тепловых двигателей, эксплуатации и ремонта подвижного состава, системы электрической тяги, выполняли работы по Государственной программе „Экономия горючего и рациональное использование горюче-смазочных материалов”.

Кроме этого академия принимала участие в формировании Государственной программы развития высокоскоростного железнодорожного транспорта Украины, Государственной программы повышения безопасности движения на железных дорогах Украины, Программы повышения уровня механизации, на железнодорожном транспорте, а также была основным разработчиком Государственной программы развития железнодорожной автоматики на промышленном транспорте Украины.

Структурное расширение научных подразделов, повышения научного имиджа академии, стало результатом постоянной работы руководства академии, отдельных заведующих кафедр и научных руководителей, с Министерством транспорта, Министерством промышленности, Укржелдортрансом, руководящим составом железных дорог. В это время сформировались научные школы таких ученых: Ю. В. Соболева, Э. Д. Тартаковского, А. Н. Плугина, И. Г. Филиппенко и других.

Соболев Юрий Владимирович

Соболев Ю.В.

Тартаковский Эдуард Давидович

Тартаковский Э.Д.

Плугин Аркадий Николаевич

Плугин А.Н.

Филиппенко Игорь Григорьевич

Филиппенко И.Г.

Профессорам академии Соболеву Ю.В. и Филиппенко И.Г. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Украины».

Постепенно росли объемы хоздоговорных научно-исследовательских работ. Основными заказчиками хоздоговорных НИР были Укржелдортранс (30 — 40 % общего объема ежегодно), Харьковский метрополитен (10 — 20 %), железные дороги (5 — 8 %). Железнодорожная тематика составляла 70 — 80 % общего объема НИР ежегодно.

Через объективные трудности (а это прежде всего — нестабильность финансирования) сокращается количество штатных сотрудников НИЧ на кафедрах и основная нагрузка в исполнении научно-исследовательских работ ложится на преподавательский состав, аспирантов и докторантов. Ухудшаются также показатели участия студентов в научной работе.

Хотя в целом можно сказать, что в непростой переходный период 1992 — 1996 годах академии удалось сохранить, в отличие от многих высших учебных заведений Украины, научную базу и стабилизировать объемы научных исследований.

Невзирая на длительный период становления патентной службы Украины, отсутствие финансирования, удалось прекратить спад в изобретательской деятельности академии. За 1993 — 1998 годы направленно в Госпатент Украины 40 заявок на изобретения. Подготовленно к регистрации несколько лицензий на использование патентов.

Ежегодно в академии выпускались 3 — 4 сборника научных трудов, тезиса докладов, на конференциях, которые происходят в ХарДАЗТ, издавался журнал „Информационно управляющие системы на железнодорожном транспорте”. Сборники научных трудов академии ВАК включила в перечень научных изданий, в которых могут печататься основные результаты диссертационных работ. С 1992 года научно-исследовательскую часть возглавлял доцент Саяпин А. С.

Коллектив научно-исследовательской части 2002 год

Коллектив научно-исследовательской части 2002 год

(слева направо первый ряд: Янченко Л.В.; Богатир С.Г. второй ряд: Бабенко Т.В.; доц. Саяпин А.С. – начальник научно-исследовательской части с 1992 по 2004год; Шкурпела А.В.)

Постепенно налаживаются международные связки. Кроме традиционных конференций — професорсько-преподавательского состава и специалистов железнодорожного транспорта, и студенческой — начали проводиться международные конференции, встречи, школы-семинары.

Расширяется сотрудничество с зарубежными странами, преподавателями и сотрудниками , — написано больше 10 статей для изданий Германии, США, Швеции, Венгрии и других стран. Профессора Плугин А. Н., Поляков П. Ф., Ковалишина И. В., Загарий Г. И., Филиппенко И. Г., Тартаковский Э. Д. выступали с докладами на конференциях в странах дальнего зарубежья.

Период с 1998 года характеризовался постепенным ростом объемов научных работ и оживления в этой сфере. В 1998 году за разработку теоретических и практических основ создания и промышленного освоения нового поколения конкурентоспособных, высокоэффективных и надежных аппаратов пневматических систем дорожных транспортных средств проф. Тимофеевой Л.А. присуждена Государственная премия Украины (в соавторстве).

К позитивным изменениям в научной деятельности следует отнести активизацию работы отраслевых научно-исследовательских лабораторий и создания в 2004 году ОНИЛ экономики железнодорожного транспорта.

Общий объем научных изданий в академии вырос больше чем в 3,5 разы: из 138 печатных листов в 1999 году до 442 в 2004 году. Этому способствует начиная с 2003 года выход 8-ми сборников научных трудов, публикации наших специалистов, в отраслевом журнале "Железнодорожный транспорт Украины". По итогам 2002 года УкрДАЗТ заняла первое место среди организаций и учреждений — источников публикаций в журнале "Железнодорожный транспорт Украины". Оправдало себя основание в прошлом пятилетии издания многоотраслевого сборника научных трудов, кроме традиционных кафедральных. Усилиями факультета экономики транспорта и в частности зав. кафедрой, проф. В.Л. Диканя, в академии начинают выходить сборник научных трудов "Вестник экономики транспорта и промышленности" и журнал "Экономика транспорта Украины". Создан также специализированный совет по защите кандидатских диссертаций экономических специальностей (председатель — проф. Дикань В.Л.).

Большое внимание ректорат уделял презентации научных достижений академии на разного рода мероприятиях. С 1999 года академия демонстрирует больше 50 экспонатов на выставках Укржелдортранса, в Национальном экспоцентре в Киеве, в экспозициях Харьковской области и Министерства транспорта Украины, на региональных выставках "Наука Харьковщины 2000 — 2004", на выставках академии о достижении кафедр.

Академия финансово поддерживает издание студенческих научных трудов. А, благодаря ежегодному выходу тезисов докладов и сборников научных трудов студентов увеличено количество студенческих публикаций за последние пять лет почти втрое.

Пять лет подряд УкрДАЗТ является базовой организацией по проведениюя Всеукраинского конкурса научных студенческих работ по разделу "Железнодорожный транспорт и транспортное строительство". За эти годы было подано на конкурс 188 работ наших студентов: из них 12 работ стали победителями, а 20 — дипломантами Всеукраинского конкурса. В возобновленном с 1999 года городском конкурсе принимали участие 28 работ наших студентов, 5 из которых стали дипломантами. В последние годы студенты академии значительно активнее принимают участие в научных мероприятиях в других учебных заведениях и городах Украины.

Начиная с 2005 года академия является базовым ВНЗ по проведению II тура Всеукраинской Олимпиады по специальности „Подвижной состав и специальная техника железнодорожного транспорта”, в которой студенты академии заняли 3-є место (диплом победителя 3-й степени) среди 19 участников. В конкурсе студенческих научных работ 1 тура олимпиады в академии принимали участие 2011 студента всех факультетов.

Всеукраинская Олимпиада из специальности „Подвижной состав и специальная техника железнодорожного транспорта”, 2005 год

Всеукраинская Олимпиада из специальности „Подвижной состав и специальная техника железнодорожного транспорта”, 2005 год

Основными заказчиками НИР является Укржелдортранс, железные дороги, Минтрансзв’язку, промышленные предприятия. В 2004 году за разработку подвижного состава пригородного сообщения проф. Тартаковскому Э.Д. присуждена Государственная премия Украины (в соавторстве). Начальником научно-исследовательской части в 2004 году назначенно доцента Пузыря В.Г.

Коллектив научно-исследовательской части, 2005 год

Коллектив научно-исследовательской части, 2005 год

(слева направо Шкурпела А.В.; Янченко Л.В.; проф. Жалкин С.Г.- проректор по научной работе с 1974 по 2009 год; доц. Пузырь В.Г. – начальник научно-исследовательской части с 2004 по 2006 год; Бондаренко Н.В.; Богатир С.Г.)

К позитивным изменениям в научной деятельности следует отнести активизацию работы отраслевых научно-исследовательских лабораторий и аттестацию в течение последнего времени двух ОНИЛ. Количество работающих ОНИЛ насчитывает 17 из каких 3 аттестованные. С 2006 года научно-исследовательскую часть возглавлял доцент Бутенко В.М.

В 2008 году за цикл трудов "Конструкционные материалы нового поколения и технологии их внедрения в строительство" присуждена Государственнаяю премия Украины проф. Плугину А. Н. (в соавторстве).

Президент Украины В.А.Ющенко вручает профессору А.Н.Плугину диплом и нагрудный знак лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники

Президент Украины В.А.Ющенко вручает профессору А.Н.Плугину диплом и нагрудный знак лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники

С 2009 года на должность проректора по научной работы вместо С. Г. Жалкина было назначено д. т. н. Д. В. Ломотька, который работал на этом посту до 2014 года.

Выставка ко дню науки, 2010 год

Выставка ко дню науки, 2010 год

(слева направо проф. Д.В.Ломотько - проректор по научной работы с 2009 по 2014 год; проф. С.Г.Жалкин - проректор по научной работы с 1974 по 2009 год; Н.В. Бондаренко – ведущий инженер НИЧ; доцент В.М.Бутенко – начальник научно-исследовательской части с 2006 по 2011 год)

Университет принимал участие в формировании Государственной целевой программы обеспечения безопасности перевозки опасных грузов на 2011 — 2020 годы.

Всеукраинский конкурс научных студенческих работ по разделу «Железнодорожный транспорт и специальная техника», 2011 год
Всеукраинский конкурс научных студенческих работ по разделу «Железнодорожный транспорт и специальная техника», 2011 год

Всеукраинский конкурс научных студенческих работ по разделу «Железнодорожный транспорт и специальная техника», 2011 год

Пять лет подряд УкрДУЗТ есть базовой организацией по проведению Всеукраинского конкурса научных студенческих работ по разделу "Железнодорожный транспорт и специальная техника". За эти годы было подано на конкурс 330 работ наших студентов: из них 57 работ стали победителями Всеукраинского конкурса. В последние годы студенты университета значительно активнее принимают участие в научных мероприятиях в других вишах и городах Украины: Киеве, Днепропетровске, Одессе, Львове. Все студенты-победители научных мероприятий получают от руководства университета грамоты и дипломы победителей, которые торжественно вручаются на заседаниях Совета факультетов и заседаниях Совета университета.

За годы независимости было направлено к Госпатенту Украины около 300 заявок на изобретения и полезные модели и получено 260 патентов.

С 2011 года научно-исследовательскую часть возглавляет доцент Михалкив С.В.

С 2014 года на должность проректора по научно-педагогической работе вместо Д.В. Ломотька было назначено д. т. н. С.И. Приходька, который работает на этом посту до сего времени.

Заведующий научно-исследовательской части с 2011 года Михалкив Сергей Васильевич

Михалкив Сергей Васильевич
кандидат технических наук, доцент
заведующий научно-исследовательской части с 2011 года

Приходько Сергей Иванович - доктор технических наук, профессор, проректор по научно педагогической роботе

Приходько Сергей Иванович
доктор технических наук, профессор
проректор по научно педагогической роботе