Кафедры факультета УПП

История создания кафедры

Обновлено: 19.09.2017 08:22

Кафедра железнодорожных станций и узлов была создана в 1918 г. на базе Киевского института народного хозяйства. Первым ее заведующим был профессор М. С. Гликман. В 1927 г. кафедру в составе факультета эксплуатации путей сообщения было переведено в Киевский политехнический институт. Осенью 1929 г. она была профилирующей кафедрой новосозданного Киевского института путей сообщения. В 1934 г. кафедра вместе с факультетом была переведена в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Осенью 1941 г. кафедру вместе с институтом эвакуировали в г. Ташкент, где она функционировала до 1943 г. в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта.

В 1958 г. доцент Б. Н. Златковський по заданию Правительства читал лекции в Шанхайском институте инженеров транспорта (КНР).

В 1934 г. кафедра, которую возглавлял преподаватель Н. И. Андриановский, имела название «Станции и узлы», Позже в разные годы кафедру возглавляли: доц. В. Т. Киптелый (1935), канд. техн. наук, доц. А. М. Долаберидзе (1936-1974; с 1953 г. – проф.), канд. техн. наук, доц. А. П. Шипулин (1974-1984), канд. техн. наук, доц. Е. В. Нагорный (1984-2000; с 1994 г. – проф.), канд. техн. наук, доц. И. В. Берестов (2000-2012). С 2012 г. по настоящее время кафедру возглавляет д–р техн. наук, проф. А. Н. Огарь.

В 1995 г. кафедра станций и узлов объединилась с кафедрой управления грузовой и коммерческой работой и стала называться «Станции и узлы, грузовая и коммерческая работа». С 2000 г. отделенная кафедра получила название «Железнодорожные станции, узлы и организация таможенного контроля». В 2004 г. кафедра переименована в «Железнодорожные станции и узлы» и ей присвоено имя проф. А. М. Долаберидзе.

А. М. Долаберидзе родился 12 декабря 1907 г. в с. Маглаки Кутаисской губернии. После окончания гимназии в 1926 г. с золотой медалью он поступил в Тбилисский университет на политехническое отделение, а в 1930 г. – в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта на эксплуатационный факультет. Окончив институт в 1932 г. с отличием, А. М. Долаберидзе поступил в аспирантуру.

Под руководством академика В. М. Образцова в 1935 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование основного сопротивления при скатывании вагонов с горки». В августе того же года его перевели в Харьков и назначили заведующим кафедрой «Станции и узлы, СЦБ и связь». В 1947 г. А. М. Долаберидзе впервые в СССР создал научно-экспериментальную базу на станции Основа, которая стала основой для создания и внедрения новейших разработок в области совершенствования технологии и технического оснащения сортировочных станций.

В 1953 г. А. М. Долаберидзе получил ученую степень доктора технических наук, защитив диссертацию на тему «Теория расчета механизированных горок», а в 1955 г. ему присвоили ученое звание профессора. Трудами и изобретениями ученого заинтересовались ученые многих стран мира. С 1958 г. в ХИИТ приезжали делегации ученых из Германии, Японии, Китая, Чехословакии. За границей начали появляться аналоги изобретений профессора на крупнейших сортировочных станциях Германии, Швеции, Швейцарии, Франции, США и др.

А. М. Долаберидзе автор более 50 научных трудов, в том числе учебника «Автоматизация работы сортировочных станций». Награжден орденами «Знак Почета» и «Трудового Красного Знамени», знаком «Почетному железнодорожнику», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и другими наградами.

Среди выдающихся выпускников кафедры разных лет стоит упомянуть Н. Р. Ющенко – бывший ректор ДииТа, Г. Н. Кирпу – бывший министр транспорта и связи Украины, О. М. Крючкова – бывший начальник Донецкой железной дороги Н. И. Луханина – заместитель генерального директора Укрзализныци, А. В. Бавика – заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги (РФ), Ю. А. Муху – профессор кафедры станции и узлы ДИИТа.